Катание на велосипеде зимой. Одежда для катания, зимняя техника на велосипеде, общие принципы.

Зимний велоспорт и катание на маунтинбайке в холодную погоду имеет множество своих особенностей и эта статья посвящена именно зимнему маунтинбайку. Все изложенные в этой статье о зимнем велоспорте факты основаны на персональном 15-ти летнем опыте сотрудников веломагазина Bikeshop.ua. В основу статьи вложены знания и опыт зимнего катания в нескольких стилях и направлениях маунтинбайка. 

Итак, начнем с основ и базовых понятий. 

1. Что одевать для катания на велосипеде зимой ?

На этот вопрос можно ответить лишь в общих чертах, потому что каждый человек, а в нашем случае спортсмен-велосипедист, имеет собственный теплообмен и свою температуру комфорта. Для кого-то катания в -5 градусов является невыносимо сложной задачей, а для кого-то это вполне комфортная температура при наличии соответствующей велоэкипировки. 

Итак, на улице декабрь, условно хорошая погода - солнышко или хотя бы не идет надоевший дождь. Почему бы в выходной день не запрыгнуть на байк и не навернуть 30-40 км по окресным горам или хотя бы прогулять вел в локальном лесочке ? Если вы заранее не подготовлены к зимнему катанию, то у вас, скорее всего, нет зимних велоперчаток и велоодежды расчитанной на холодное время года. Купить зимнюю велоодежду лучше заранее, но если этого не произошло, то вы можете использовать всю имеющуюся летнюю одежду для байка, либо лыжно-бордерскую снарягу.  Главный принцип в данном случае - использовать принцип "капусты". Если на улице -5С,  оденьте термобелье и 2-3 слоя стандартной велоодежды с длинным рукавом. Избегайте громоздких теплых курток и хлопчатобумажных вещей. Во время интенсивного катания вы вспотеете, и в конечном итоге замерзнете, когда не нужно будет интенсивно крутить педали. Возьмите с собой рюкзак с еще одним запасным слоем одежды ( его можно будет использовать если вдруг вам станет еще холоднее, либо же в этот рюкзак вы сбросите лишний слой, который вы одели). 

Отдельно рассмотрим защиту рук и ног велосипедиста от холодной погоды.

Если вы не успели купить зимнюю велообувь или зимние велоперчатки, то нужно как-то выкручиваться теми средствами, которые есть под рукой. Если вы катаетесь в летней контактной велообуви зимой, то будьте готовы, что рано или поздно ваши ноги начнут замерзать. Но продлить сохранение тепла можно, например, используя обувь на размер больше, или вашу старую разношенную велообувь, даже если она иимеет неприглядный вид. Сохранять тепло она будет лучше, чем ваша новые модные карбоновые туфли, которые вы термоформировали под себя месяц назад :) Старайтесь сделать так, чтобы ваша стопа не была максимально плотно зашнурована или затянута, а имела какую то свободу действий, чтобы обеспечить минимальную воздушную прослойку между ногой и самой велоботинком. Используйте хорошие теплые дорогие зимние носки. Можно использовать бордерские лыжные высокие носки для катания, но учитате что они вынашиваются при обычной ходьбе. Можо так же пользоваться различными хитростями, типа обматывать ноги перед катанием в слой фольги, или прокладывать ее же на под стельку вашей велообуви. Это несколько уменьшит теплоотдачу ваших ног, и сохранит нужную энергию внутри велообуви. Если вы катаетесь в обычной обуви - смело одевайте зимние ботинки, которые вы используете ежедневно. 

Если зимние велоперчатки все еще ждут вас в веломагазине, а кататься просто уже нетерпится, потому что выпал свежий снежок, но для сноуборда и лыж его еще мало, то берем обычные перчатки с длиными пальцами, лучше 2 пары. Так же вы можете возспользоваться ( рекомендуем иметь при себе ) туристическими химическими термогрелками. Их можно кинуть в перчатки с наружной стороны и они будут прогревать всю ладонь.  В любом случае, при регулярном катании мы рекомендуем купить зимнюю велоодежду нажав на эту ссылочку - Зиманяя велоодежда

Если же вы счастливый обладатель зимней велосипедной одежды, то вы уже наверняка знаете свои принципы в формировании одежды для дневного катания - просто выезжайте на трейл и тестируйте ее. 

Затронем так же тему температуры катания. Давайте условной разделим зимний период на 3 температурных режима:

1. Нормально ( до 0 С)

2. Холодно ( 0 - -10)

3. Лютая задница. ( -10с и холоднее )

Все информация касательно одежды и ее использования нами описана для форматов "нормально" и "холодно". Если вы планирете кататься, когда на улице "Лютая задница" - то все форматы одежды будут всего лишь временно оттягивать ваше замерзание. И чем ниже температура, тем больше вы будете напоминать круглый мяч ( по количеств одежды), который пытается кататься на велосипеде. Формально, при указанной температуре удовольствие от катания стремиться к нулю, а количество проблем, которые могут возникнуть в процессе такого экстримального морозного катания стремятся к бесконечности. Среди них назовем несколько технических - фактически невозможно заменить покрышку задубевшими руками, повышенная хрупкость алюминиевых компонентов на сверхнизких температурах, фактически неработающая подвеска. Физические сложности катания при температурах менее минус 10-15 градусов в основном заключаются в постепенно замерзающих руках и ногах. 

 

2. Техника катания на велосипеде зимой и безопасность.

 Катание на велосипеде зимой в любом случае является более технически сложным по сравнению с обычными летними форматами катания. Большая часть опасностей, которые поджидают велолюбителя связаны - это падения, связанные с потерей сцепления на скользких участках. Научить вас управлять байком по картинкам и правильному описанию фактически невозможно, поэтому самым правильным форматом обучения зимнему катанию будет непосредственная практика на горном велосипеде в преодолении скользких поворотов, прямых, сложных технических участков, работе байка в глубоком или утоптанном снегу и т.д. 

Вот основные принципы безопасного катания зимой. Широкие цепкие покрышки дадут вам больше уверенности на скользких участках, когда ваш байк переходит в дрифт. Лучше всего в скольжении ведут себя фэтбайки или велосипеда формата fatty, у которых резина приближена к размерам по толщине около 3.0 дюймов. На таких велосипедах при наличии определенных навыков вы можете скинуть в боковое скольжение не только заднее но и переднеее колесо и вывести его обратно. Но данные элементы предусматривают значительный опыт в катании зимой, либо по сложным грязевым участкам. В итоге, катание зимой по свежевыпавшему снегу может отчасти напоминать поведение велосипеда на участках с элементами песка или грязи. 

Отдельной темой идет использование шипованной зимней велосипедной резины. Эта тема отдельной статьи поэтому мы пропустим ее, упомянув лишь о том, что на гололеде вас не удержит никакая покрышка независимо от размеров и рисунка протектора, если она не дополнена металлическими шипами.

Как правильно тормозить зимой ? В случае с горным велосипедом мы стараемся максимально забывать про передний тормоз и стараться не блокировать задний тормоз, потому что, при прохождении заснеженного или ледяного участка в повороте, даже если ваше переднее колесо успешно входит в него, ваше заднее колесо может уйти в скольжение, если вы заблокируете его. Многие при прохождении поворотов зимой выставляют ногу в мотостиле для дополнительной безопасности и возможности "подгрести" при потере контроля над байком. Данный элемент хорошо работает на невысоких скоростях, но может не сработать на больших оборотах. 

Не забудьте о тех опасностях в зимнем велоспорте, которые могут поджидать вас под, казалось бы, понятным рельефом трассы. Свежий выпавший снег - отличная поверхность для фанового зимнего маунтинбайка. Но помните - этот снег может чуть притрусить ледяные участнки на трассе, которую вы знаете еще с прошлого лета. И вот знакомый поворот превращается для вас уже в непроходимый участок, на котором вы вылитесь на бок и катитесь кубарем вместе с байком. Старайтесь продумывать маршрут и пытайтесь угадывать что вас ждет под пухляком. 

Крутые подъемы, которые вы с легкостью преодолеваете в горах или местном парке зимой, становятся фактически непреодолимы при зимнем катании. Но рекомендуем стараться пробовать их закатывать - это значительно повышает ваши навыки владения байком. И тогда, летом, когда все ваши друзья будут только разогреваться к сезону, вы будете иметь значительные преимущество как в физическом плане, так и в технических навыках. 

3. Общие правила при катании зимой на велосипеде

 Выше мы рассмотрели вопросы, которые касались зимней велоодежды и техники катания на велосипеде на снежных и ледяных участках. Завершим статью основными правилами, которые следует учитвать при катании заимой. 

1. Не перемещайтесь в потоке с машинами, если на улице идет снег или дороги не почищены. Включайте логику и обезопасьте себя.

2. Имейте запасную теплую одежду, заряженнный моб телефон 

3. Ознакомьтесь заранее с технически сложными участками трассы или маршрута перед тем как заходить на них. Зимой они выглядят совершенно по другом в техническом плане. 

4. Избегайте катания при температурах менее минус 10 градусов, либо катайтесь в "радиальном" режиме. 30-40 минут фанового веселья, после чего греемся теплым чаем в помещении. Если такой режим возможен - так можно кататься хоть целый день :)

5. Если у вас воздушная подвеска - контролируйте давление в амортизаторе и вилке и вашем воздушном амортизаторе. 

 Наша итоговая рекомендация - никогда не заканчивайте сезон, независимо от стиля катания. Тем более, если вы любитель кросс-кантри,эндуро или фрирайда. Просто правильно одевайтесь, будьте осторожны и зима подарит вам новые навыки в управлении байком, новые положительные эмоции и не позволит вашему организму заплыть жиром, когда ваши соперники будут потеть дома на велотренажерах.

Просмотров: 343

Дата: Пятница, 01 Декабря 2017

}